ÉСвято-Покровский Храм

 

ОБМЕН ССЫЛКАМИ

Cвято-Покровский Храм

Православная Франция. Взгляд из России


смотреть фотогалерею
 

Одессa


Века и века назад земля, называемая теперь Одессой, уже была заселена людьми. На западном берегу Куяльницкого лимана располагалась одна из стоянок эпохи палеолита. Одесситы уже до нашей эры хлебосольно принимали и размещали всех, кто, блуждая по степи, выходил наконец к Одесской бухте и, потрясенный, понимал, что должен остаться тут навсегда.
В первом тысячелетии до нашей эры пришло племя киммерийцев - осталось. Попозже - в конце VI - начале IV века до н. э. кочевали мимо скифы, решили сделать привал на несколько дней... Затем и их друзья-сарматы. Когда примерно в середине IV века до н. э. к берегу причалили греческие корабли - грекам тоже нашлось место. Они уютно разместились в районе Лузановки...
В XIII веке наступило время Золотой Орды. Морские карты той поры называют Одессу Джинестрой. Конец XIV - начало XV века. Одесса - в составе Великого княжества Литовского. Имя ее теперь - Качибей. А то еще: Коцюбеев, Качукленов, Гаджибей...
С 1475 года Кочубей принадлежит Оттоманской империи, и турки называют его - Ходжибей, Аджибей. В 1764 году здесь строится крепость Ени-Дунья, которая во время второй русско-турецкой войны падет наконец 14 сентября 1789 года под натиском доблестного отряда генерал-майора Иосифа де Рибаса.
Будущая Одесса поражает де Рибаса и его сподвижников - они решают: здесь должен быть главный город-порт на Черном море. Исподволь, тщательно, страстно составляют Иосиф де Рибас вместе с Францем де Воланом заветный проект. Рескрипт Екатерины II об основании на месте Хаджибея нового портового города подписан 27 мая 1794 года: "Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным многая пользы, повелеваем мы нужным устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов... Повелеваем открыть свободный вход в Хаджибеевскую гавань купеческим судам как наших подданных, так и чужестранных держав..." 22 августа (2 сентября) 1794 года с благословения Митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила были забиты первые сваи в основание города...
Адмирал де Рибас, первый начальник и "собиратель" Одессы, сделавший столь огромный вклад в это оживление и обогащение причерноморских земель, оставил городу его самую знаменитую улицу - Дерибасовскую и двухэтажный дом с садом на этой улице. В 1801 году, когда де Рибас жил уже в Петербурге, в доме его помещалась канцелярия и квартира следующего градоначальника, герцога де Ришелье. Герцог, продолжая начатое де Рибасом, усердно занимался садом, развел там белую акацию и посадил собственноручно целые ряды диких каштанов. Это был первый сад на степной, раскаленной одесском земле. Сегодня сад можно назвать зеленым музеем Одессы. В нем сохранилось немало столетних деревьев. А про могучий канадский тополь с раздвоенным стволом легенда рассказывает, что он посажен А.С. Пушкиным во время очередного субботника, устроенного в канцелярии.
Преемник де Ришелье граф Ланжерон (1815-1822 гг.), отчаянный в военном деле, твердый в опасности, геройски сражавшийся на стенах Измаила под командованием Суворова, - в частной жизни был неимоверно горяч, нетерпелив и рассеян. Жить скромным философом и тружеником, как Ришелье, он был не способен вовсе. Одно было общим для этих двух градоправителей - бедность и щедрость. И один, и другой последней копейкой делились и с бедным, и с богатым. Ланжерон ничего не оставил своей жене, кроме небольшого дома . Однако именно при графе Ланжероне Одессе Высочайшим манифестом от 16 апреля 1817 года дарованы были, наконец, права и свобода торговли, какими обладали другие порто-франко, При Александре Федоровиче Ланжероне был разбит Ботанический сад, давший начало многим паркам Одессы, вышла первая одесская газета; открылся Ришельевский лицей (1817).
При князе Михаиле Семеновиче Воронцове (1823-1854 гг.) Одесса видела самое аристократическое общество. Граф, а впоследствии князь Воронцов состоял в родстве с высшей аристократией России и Англии, он привлекал в Одессу аристократов и богатых людей со всей России. Княгиня Воронцова, урожденная графиня Браницкая, со своей стороны также приглашала в Одессу богатых польских магнатов.
Генерал-губернатор Одессы граф П. Е. Коцебу (1862-1874 гг.) главное внимание уделял благоустройству города. Во время его правления проводились большие работы по мощению проезжей части улиц гранитной брусчаткой, масляные фонари заменялись газовыми, начал действовать первый в городе водопровод, была открыта первая железнодорожная линия Одесса - Парканы, началось строительство Херсонской железной дороги
В период городского головы Г.Г. Маразли (1878-1894 гг.) к предшествовавшим благоустройствам города добавились первые, после столичных, городские конно-железные дороги, красивейший городской парк Александровский (им. Шевченко), первая в России бактериологическая станция (проф. И.И. Мечников), первая в России химическая лаборатория для исследования продуктов (проф. химии Вериго), благоустроенные грязелечебницы Андреевского и Хаджибейские. Введено электрическое освещение...
Список славных дел Григория Григорьевича во благо города и его жителей поистине впечатляющ. Но сам городской голова не считал его достаточно полным. И всем последующим градоправителям Одессы Маразли завещал: у каждого из них аналогичные списки должны быть хоть на строчку, но длиннее, чем у предшественника...

Икона дня

Православный календарь